Афера с ЧФ РФ: Кто в реальности платит за базирование российского флота в Крыму?

Интерес к данному вопросу подогрело правительство Украины. 16 ноября Кабмин принял постановление № 1772, которое вступит в силу с 1 января 2012 г. По нехорошей, но устойчивой традиции отечественные СМИ выхватили из текста документа две цифры и поспешили растрезвонить на всю страну новость: Правительство якобы повышает стоимость аренды за базирование Черноморского флота!Тут же многочисленные «эксперты» и «аналитики» начали на разные голоса комментировать эту информацию. Причем в общем хоре четко улавливалась мысль: «ай да Яныч, ай да молодец, взял да и срубил с россиян дополнительные бабки».  Теперь, дескать, заживем. Вот оно, покращення.Мы больше чем уверены, что в указанной толпе комментаторов и журналистов были не только те, кому было поручено «трубить» в нужном направлении, но и масса людей, не владевших материалом и поддавшихся общей волне.«ФЛОТ2017» связался с некоторыми коллегами из других ресурсов и задал вопрос: «зачем вы пишете эту ерунду?» Ответом было искреннее удивление:  а разве там что-то не так?Не так. И вот что.Начнем с того, что упомянутое постановление Кабмина от 16 ноября 2011 г . № 1772 называется «Об утверждении критериев распределения дополнительной дотации из государственного бюджета местным бюджетам на компенсацию потерь доходов вследствие размещения Черноморского флота Российской Федерации на территории г. Севастополя и Автономной Республики Крым».Уже из этого названия ясно, что: 1) территории, где базируется флот, несут потери; 2) государство Украина из своего бюджета эти потери компенсирует; 3) в данный момент речь идет о повышении компенсации из госбюджета.Суть документа в следующем.Как уже много раз писалось, в том числе – и на этом сайте, размер арендной платы за базирование ЧФ РФ в Крыму и порядок ее осуществления указан в соответствующем Соглашении от 28 мая 1997 г.За 14 лет, прошедших со времени подписания Соглашений, Россия не заплатила в качестве арендной платы за размещение Черноморского флота ни копейки живых денег! В качестве взноса на социально-экономическое развитие территории деньги тратились, но в качестве платы за аренду – нет.Вместо этого ежегодно из суммы долга за газ, накопленного Украиной в 1990-е гг., списывается эквивалент 97,75 млн. долларов. Так должно было быть до 2017 г., после чего рассматривалась возможность перейти в расчетах на живые деньги.Таким образом, размер и порядок выплат определен в международных договорах, изменить которые постановлением правительства нельзя в принципе. Никто этого делать и не пытался.Кабмин всего лишь принял совершенно рутинный документ, чего давно добивались местные власти в Крыму и Севастополе.Ежегодно из государственного бюджета Украины в эти регионы направляется дотация для компенсации потерь из-за того, что масса земель и объектов (причалов, недвижимости), которые можно было бы использовать в городском хозяйстве, контролируется российскими военными. Например, в прошлом году Севастополь получал чуть больше 100 млн. грн. При этом и экс-руководители города Сергей Куницын и Валерий Саратов, и нынешний глава СГГА Владимир Яцуба настаивали, чтобы размер компенсации был увеличен как минимум вдвое.Указанное постановление Кабмина – это как раз шаг в данном направлении.Правительство установило следующий порядок начисления компенсации: 1) проводится инвентаризация земель, которые фактически контролирует ЧФ РФ; 2) осуществляется нормативная денежная оценка этих земель; и 3) после чего рассчитывается объем компенсации из госбюджета. При этом размер компенсации с 2013 г. будет составлять 3% от нормативной оценки земель, а с 2014 г. - 4%.Чтобы получить необходимые средства, местные власти до 15 июня каждого года должны направить в территориальные подразделения Госземагентства соответствующие расчеты, которые затем поднимаются в Киев. На их основе Минфин включает соответствующую статью расходов в бюджете на следующий год.Т.е., данное постановление не имеет никакого отношения к вопросам арендной платы, урегулированным на международном уровне. Это внутренний украинский документ, косвенно затрагивающий отношения с российской стороной, но по сути касающийся межбюджетных отношений центра и регионов.Журналисты, выхватившие цифры 3% и 4 %, поторопились с выводами. Россия не заплатит ни копейки больше. А за чей же счет произойдет увеличение компенсации?Известно за чей. Ее обеспечат своими налоговыми поступлениями граждане Украины. Т.е., начиная с 2013 г., жители Львова, Тернополя, Ивано-Франковска и  других регионов Украины будут через госбюджет перечислять Крыму и Севастополю больше денег в качестве компенсации за базирование ЧФ РФ.С одной стороны, принятие данного постановления – это благо. Этот документ позволит в очередной раз поднять вопрос об инвентаризации объектов, находящихся под контролем ЧФ РФ. Россияне с 1997 г. всеми силами тормозят этот процесс. Изменится ли что-то сейчас, сложно сказать. Но любые телодвижения в этом направлении полезны. К тому же Севастополь и Крым действительно нуждаются в инвестициях, чтобы на минимальном уровне поддерживать инфраструктуру.Но, с другой стороны, попытка ввести украинскую общественность в заблуждение выглядит очень некрасиво. Понятно зачем – обстановка и так накалена протестами граждан, а Янукович десятой дорогой обходит стадионы. При этом Украина ведет сложные переговоры о цене на российский газ. Наши чиновники уже анонсировали, что стоимость газа в следующем году упадет чуть ли не вдвое. Ценой каких уступок – тщательно скрывается. На этом фоне кому-то захотелось изобразить хоть какой-то позитив на российском фронте, чтобы смягчить ожидаемую реакцию общества на очередной прогиб перед Кремлем.Но ведь эту манипуляцию легко развенчать. При желании можно было подать этот вопрос гораздо элегантнее, хотя бы в разрезе повышения госинвестиций в Крым.Проблема в том, что нашей власти гораздо проще врать и манипулировать, чем что-то пояснять. Но тогда и грех жаловаться, что народ отвечает взаимностью.