• Главная
  • Севастопольский миллионер собирается покорить царство белых медведей и атомных подлодок [фото]
15:52, 17 февраля 2014 г.

Севастопольский миллионер собирается покорить царство белых медведей и атомных подлодок [фото]

Для путешествия готовят 30-метровую яхту, на которой установлены 3 мировых рекорда

Севастополец Сергей Низовцев заработал миллионы долларов – и тратит их, несмотря на проблемы со здоровьем, на путешествия под парусом, о которых мечтал в детстве. В этом году он намерен впервые в мире зайти на парусной яхте в царство белых медведей, ледоколов и атомных подлодок.

Подойти под парусом как можно ближе к Северному полюсу планирует экипаж жителя Севастополя, российского бизнесмена Сергея Низовцева. Для экспедиции сейчас готовят тридцатиметровую яхту «Скорпиус» – Низовцев купил ее 10 лет назад за 3 миллиона долларов.

Два года назад на этом судне команда Низовцева обогнула Антарктиду и прошла по Северному Ледовитому океану от Берингова пролива вдоль северных берегов России до моря Лабрадора, установив три мировых рекорда. «Скорпиус» совершил две кругосветки за один год вокруг полюсов планеты, установил рекорды по скорости кругосветного плавания под парусом вокруг Арктики и по дальности захода парусного судна в северные широты.

В случае успеха нового путешествия, «Скорпиус» станет единственным парусным судном, которое приблизится к Северному полюсу на расстояние от 560 до 450 километров. А потом, если погода будет благоприятной, яхта отправится через весь земной шар на юг, чтобы зайти в море Росса, которое врезается вглубь Антарктиды. Капитан провел для «Республики» экскурсию по яхте и рассказал, какой опыт из прошлого учтут в предстоящей экспедиции, и кого возьмут на борт на этот раз.

Стройную мачту «Скорпиуса» видно издалека. Она стрелой пронзает небо, оставив далеко внизу мачты пришвартованных у севастопольского причала соседей. Парусник дремлет под ярким чехлом, но покой яхты – только кажущийся. Начиная с прошлого года, «Скорпиус» ремонтируют, чистят и красят. Обновили каюты, душевые, сейчас приводят в порядок камбуз. Ближе к весне, когда наведут лоск, яхту покажут журналистам во всей красе. Для «Республики» капитан Сергей Низовцев и его супруга Юлия сделали исключение – и согласились показать «Скорпиус» в процессе преображения. Извиняясь за неизбежный для ремонта беспорядок, пара проводит экскурсию по спящей яхте. Он не без гордости рассказывает о навигации, она – акцентирует внимание на интерьере.

«Скорпиус» – настоящий плавающий дом. Здесь есть все не только для комфортного плавания, но и для беспечной жизни: 12 спальных мест, автономное отопление, электрический генератор, опреснитель воды, три морозильника и пять холодильников. Каюта капитана и вовсе похожа на номер в отеле: просторная двуспальная кровать, мягкий уголок, душевая и даже ванна. Кстати, здесь, вернувшись из экспедиции, Низовцевы прожили целый год, до тех пор, пока не купили в Севастополе квартиру. Сюда, по привычке, приезжают почти каждый день. Для Сергея «Скорпиус» (производное от «скорпион» – это знак зодиака капитана) гораздо больше, чем просто дом и яхта. Это – продолжение его самого, детская мечта, ставшая реальностью.

Еще мальчишкой он грезил о дальних странах и Арктических морях. В 15 лет ради мечты читинский парнишка покинул отчий дом и рванул в Ленинград.

– У меня было безумное желание устроиться в Институт Арктики и Антарктики, не важно, кем, хоть двор мести. Не взяли – не было прописки, – рассказывает Сергей. – Попытался устроиться в «Арктикуголь» – есть такая организация до сих пор, добывает уголь на Шпицбергене. Но там – та же самая история.

Сергей не отступил. Уехал на Дальний Восток, за год освоил специальность рулевого моториста первого класса и поступил на работу на каботажное судно. Ходил в Хабаровск, Николаевск-на-Амуре, Сахалин. Потом армия, институт – Низовцев окончил МГИМО, поехал в Ленинград, где работал в Ленинградском исполкоме, в комиссии по внешнеэкономическим связям. Потом трудился на Ижорском заводе тяжелого машиностроения. А дальше страна распалась, и биография запестрела неожиданными жизненными поворотами. В 90 Сергей чем только не занимался: организовал в Питере фармацевтический бизнес, открыл сеть аптек, делал веники для бани и руководил компанией, которая строила небольшие яхты длиной 6,5–7 метров – так называемые «четвертьтонники». Он даже купил себе одну, но яхта так и не была спущена на воду.

– Бизнес высасывал все силы, заниматься любимым делом, яхтингом, не было времени, – объясняет Сергей.

Он бы, наверное, так и несся, увлекаемый водоворотом жизни, оставив позади несбывшуюся мечту. Но судьба ударила по тормозам: Низовцева подкосила болезнь. Целый год пролежал в больнице, перенес несколько операций на сердце. Тогда и принял важное для себя решение: или сейчас, или никогда. Купил яхту и осторожно начал планировать путешествие.

О «Скорпиусе» Сергей может рассказывать бесконечно. Среди парусных яхт это судно – что-то вроде «Роллс-ройса» среди машин: комфортное, надежное, безопасное. Яхта сошла со стапелей верфи Jongert – одной из самых передовых в Голландии – в 1991 году и служит Низовцевым уже почти десять лет.

На таком паруснике и на острова можно, и в Антарктиду. Изначально, кстати, мысли о теплых краях были. Но песчаными пляжами и пальмами Низовцева не удивишь. Мальдивы, Сейшелы, Таити – здесь он уже был не раз.

– Я хотел сходить куда-то далеко, сделать что-то невозможное. Собирался плыть в Арктику, но подготовка яхты затянулась, стартовать пришлось в конце сентября. Не успевали, рисковали застрять во льдах. Решили двигаться к Антарктиде – там как раз в декабре начинается лето.

Подготовка яхты заняла больше полугода, а Сергей, чтобы стать капитаном, на девять месяцев стал студентом Британской яхтенной академии. Закончил экстерном – в начале обучения преподаватели уверяли его, что пройти весь курс так быстро не получится.

Экипаж из восьми человек формировался стихийно: кого-то, как, например, судового врача, нашли через интернет, с кем-то Низовцев был знаком. Кто-то отсеивался на начальном этапе, кому-то приходилось покидать яхту во время похода. Одни уходили, другие – подключались к путешествию по ходу экспедиции.

– В команде, кроме меня, были еще два человека, которые имели яхтенный опыт: старпом и механик, – вспоминает Низовцев. – Остальные постигали азы уже в пути. Зато сейчас эти ребята могут и вахту стоять, и яхтой управлять.

Окончательно экипаж сформировался лишь к концу экспедиции, но такой фильтр оказался эффективным.

– У нас люди как мозаика сложились, – в беседу включается Юля, супруга Низовцева – большую часть экспедиции она была вместе с мужем. – Команда была настолько сплоченной, что не было ни ссор, ни обид, ни недомолвок.

Тем не мене, в новую экспедицию, старт которой запланирован на июль, отправятся уже другим составом

Первое путешествие в полярные широты длилось 13 месяцев. Больше года в плавании, в замкнутом пространстве, с редкими остановками в портах – большое испытание. Низовцев находился под присмотром судового врача, говорит – больное сердце не беспокоило. Приходилось не только подстраиваться под новый жизненный ритм, но и бороться со скукой. Помогал телевизор.

– Мы даже не подозревали, что он станет для нас таким важным, – улыбается Юлия. – За время путешествия у нас накопилась приличная видеотека: что-то покупали сами, некоторые диски нам подвозили с берега. Пересмотрели все фильмы, неоднократно. Собирались за большим столом, рядом холодильник, перекусывали.

С провиантом у команды проблем не было: перед экспедицией забили три морозильника и пять холодильников до отказа – мясом, консервами, салом. Запаслись мукой – чтобы печь хлеб, крупами. В портах докупали яйца и картошку. Повезло и с коком.

– У нас такое разнообразное меню было: два первых, два вторых, обязательно парочка салатов, – перечисляет Юлия. – Наш кок, Людмила, любой гастрономический каприз могла выполнить: хоть блинчики, хоть сырники. У нас ее было столько, что кок был в ужасе. Некуда складывать. Под конец уже приноровились, стали солить, заливать маслом. Сожрали мы невероятное количество всего.

Море в экстренной ситуации могло прокормить, а вот остаться среди льдов без горючего грозило катастрофой. Дизтопливо нужно было не только для работы двигателей, топливо на яхте – это и свет, и тепло, и движение вперед. Дорога предстояла не близкая – 12 тысяч миль, а на максимальном запасе в пять тонн «Скорпиус» мог пройти не более 1100. Мысли о возможном дефиците топлива не давали капитану покоя.

– Перед отплытием я договорился с российской антарктической экспедицией, что ледокол «Академик Федоров», который в это время будет находиться в восточной Антарктиде, даст нам 10 тонн топлива – я заранее за него заплатил.

Но чтобы подойти к судну, нужны кранцы – такие прокладки, которые используют при швартовке, чтобы не ударяться бортами. Специально для стыковки с ледоколом я купил мега-кранцы. И вот, в ночь перед последней заправкой, во сне мне пришла идея: а что, если эти кранцы заполнить топливом? Утром встаю, говорю: «вынимаем клапаны, закачиваем топливо». Когда мы выходили из порта Уильямса (Аляска), на борту вместо 5 штатных тонн топлива было 16 тонн, – рассказывает капитан. 

Антарктида встречала неприветливо: ежедневными штормами, циклонами и ветрами, которые дуют вокруг Южного полюса по часовой стрелке. «Скорпиус» обогнул южный континент, капитан мечтал пробиться в прибрежное море Росса, отгороженное от океана поясом дрейфующих льдов. Однако из-за задержки с подготовкой судна и неожиданной поломки мачты во время шторма команда выбилась из графика, поэтому море Росса оставили для следующего путешествия.

– Я же суровый капитан, я не могу сказать: «Было страшно». Было волнительно, несколько раз. Когда мы возвращались, обойдя вокруг Антарктиды, началась полярная ночь. Выходишь на палубу – чернота, руку вытягиваешь, и ее не видно. Мы предполагали, что будем идти в таких условиях, и взяли с собой прожектора. Но они оказались не эффективными. Такой прожектор бьет на 150–200 метров, а с нашей скоростью, увидев на таком расстоянии айсберг, уже не успеешь отвернуть. Пришлось идти в кромешной темноте. Чтобы глаза подстраивались под темноту и могли хоть что-то отличить, отключали все огни бортовые, вплоть до того, что в рубке компьютеры выключали, – хохочет Низовцев.

В походе «Скорпиус» испытал на себе коварство Бермудских островов, на пути к которым много рифов и течений. Дело было в пятницу, тринадцатого.

В районе Бермудских островов команда впервые увидела огни Эльма – свечение, которое появляется во время грозы из-за скопления статического электричества. В темноте «Скорпиус» был похож на увешанную гирляндами новогоднюю елку: на верхушке мачты, на реях и на всех выступающих предметах появились бело-розовые светящиеся шары.

Новый поход начнется в середине июля. Босфор, Гибралтар, Гренландия, Шпицберген, а потом – как можно дальше на север.

54‑летний путешественник настроен решительно: понимает, если не осуществит, что задумал, в ближайшие годы, не сделает этого никогда.

– Мне скоро 60, есть проблемы со здоровьем. Даже удостоверение инвалида выдали, хотя никакими льготами не пользуюсь. Так что хочу успеть, – говорит капитан.



Из дневника капитана:

«Яхту несет со скоростью 55–65 узлов (около 120 километров в час), высота волн – 25–30 метров, 10 баллов по шкале Бафорта, что подразумевает только одну задачу – выжить. К утру все, что можно было сорвать с палубы, было сорвано: ограждение кокпита, спасательные ранцы, вспомогательный плоттер и радар, скамья рулевого, броняшки с люков. Стомиллиметровые нержавеющие трубы согнуло, как алюминиевую проволоку, от мачты спутниковой антенны осталась только пара торчащих проводов. В общем, полная разруха. Нет телефона, нет интернета, нет парусов, а впереди – 8 тысяч миль…»



Яхта «Скорпиус»
Длина 29,45 метров
Ширина 6,7 метра
Высота мачты 37, 5 метров от ватерлинии
Площадь парусов свыше 500 метров
Двигатель «Мерседес» 300 лошадиных сил.
Скорость хода на двигателе около 10 узлов (18,5 километров)
Скорость хода под парусом зависит от силы и направления ветра и волны. Максимальная – 21 узел (около 40 километров), средняя – 10–12 узлов (18,5–22 километра).

Во время первой экспедиции 2011–2012 годов «Скорпиус» обогнул оба полюса: сначала Южный, потом Северный. Яхта прошла: почти 42 тысячи морских миль, все 4 океана (Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый), 33 моря (из них 9 арктических и 12 антарктических) иболее 10 проливов.

Источник: respublika-krim

Объявления
live comments feed...