• Главная
  • Новогодний Севастополь: какие секреты скрывает лучший праздник года?
14:37, 31 декабря 2013 г.

Новогодний Севастополь: какие секреты скрывает лучший праздник года?

Подбрасываем ложки и рассыпаем мак

По приказу товарища Сталина Сегодня мы не можем представить Новый год без елки. А граждане, родившиеся в 20-е годы, и не знали, что такое новогодняя елка. Ведь по указанию Сталина этот «религиозный пережиток» был запрещен.

Лишь в редких семьях, да и то тайком, перед Новым годом продолжали наряжать маленькие елочки, украшая их незамысловатыми самодельными игрушками.

Что до Рождества, то о нем люди боялись и вспоминать, не то что праздновать.

Но вот однажды, в последние часы 1936 года, на даче Сталина собрались его ближайшие соратники. В разгар застолья вождь решил поразвлечься. Он оторвал от газеты десять полосок, свернул из них козьи ножки, какие делают курильщики для самокруток, и надел на угодливо растопыренные пальцы своего секретаря Поскребышева. После чего поджег их.

Маленькие языки пламени горевших бумажных фунтиков напомнили Сталину свечки на новогодней елке.

- Красивый все-таки был обычай - зажигать елку, - вдруг задумчиво сказал он.

Политбюро немедленно создало комиссию для разработки нового ритуала встречи Нового года. Использование в нем елки было само собой разумеющимся. А вот относительно ее украшения мнения разошлись.

Предлагалось на верхушке укреплять красную звезду наподобие рубиновых красавиц на кремлевских башнях (их планировалось поставить в том же году). Но это вызвало возражения: красная звезда могла ассоциироваться с Вифлеемской. В конце концов сошлись на изображении еловой шишки, по-канцелярски названной «наконечником». Впрочем, это была мелочь. Главное же то, что в 1937 году новогодняя елка вернулась в страну.

Сегодня Рождество и Новый год - самые любимые праздники не только в Европе, но и во всем мире. Причем оба они «домашние»: их принято отмечать в кругу семьи.

Появление на свет младенца Иисуса и наступление нового года - время надежд и предвкушения радостных перемен. Даже если дела идут неважно, в эти дни люди отодвигают свои печали в сторону. А для того чтобы в будущем их было меньше, принято до Рождества отдавать все долги.

И упаси Бог поссориться перед Рождеством или Новым годом! Наоборот, следует помириться с врагами, чтобы на будущий год жить в мире. На Руси в деревнях даже придумали специальный обряд. Затыкали тряпками или паклей все дырки в стенках и ставнях, приговаривая: «Не дырки затыкаю, а рты моим врагам, чтоб весь год на меня не нападали».

Вообще праздники Рождества и Нового года вобрали в себя и языческие, и христианские верования и обряды. Празднование Нового года родилось из языческих культов земледельцев и скотоводов, которые преследовали цель испросить у богов хорошую весну и доброе лето. Обычай праздновать Рождество появился в IV веке.

А поскольку евангелисты не указали точной даты рождения Сына Божьего, Рождество приурочили к дню зимнего солнцестояния. Этот день тоже испокон веков отмечался у многих народов.

По русским народным поверьям, считалось, что вечером в Сочельник, канун Рождества, души покойников выходят из могил. Поэтому во дворе зажигали большой костер из соломы и навоза и собирались погреться вокруг него. Здравствующие домочадцы в это время стояли у костра, поминали усопших и молились за них.

Второй после Пасхи У православных день Рождества Христова считался вторым по значению праздником после Пасхи. Сейчас уже забыты многие ритуалы, но еще лет сто назад их знали и соблюдали.

Рано утром в Сочельник хозяйка разжигала печь, добывая огонь по-старинному - высеканием искры. Кремень и кресало в течение двенадцати дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, обратившись лицом на восток, высекала огонь, поджигала трут, затем растапливала печь, в которой лежало ровно двенадцать поленьев.

Рождеству предшествовал шестинедельный пост, завершавшийся в Сочельник.

К ужину хозяйка готовила двенадцать разных блюд. Обязательной считалась кутья - каша из пшеницы или другой крупы с медовым или фруктовым отваром, которая иначе именовалась «сочивом».

Отсюда и пошло название Сочельник. Но есть не полагалось до появления первой звезды, напоминавшей о том, как загоревшаяся над библейским Вифлеемом звезда возвестила о рождении Спасителя.

Готовиться к Святому вечеру начинали с наступлением сумерек. Хозяин вносил в избу сноп ржи, символ урожая, снимал шапку и приветствовал хозяйку, как будто видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!».

Считалось, что в ночь перед Рождеством неистовствуют злые духи, ведьмы и упыри.

Чтобы отпугнуть нечисть, принимались дополнительные меры. В хлеву хозяйки рассыпали зерна мака, «чтобы ведьмы, его по зернышку собирая, не успели добраться до коров». А в избе на четыре угла стола клали по головке чеснока.

Прильнув к окнам, вся семья ждала, когда на небе вспыхнет первая звездочка. Как только она появлялась, хозяин торжественно сообщал об этом. Начиналась праздничная трапеза.

Сначала хозяин брал миску с кутьей и лепил к ней зажженную свечу. Он трижды обходил стол по ходу солнца, потом ставил миску на стол, опускался перед образами на колени и молился за умерших.

Вместе с ним слова молитвы повторяли жена и дети. После молитвы за усопших молились за ныне здравствующих, благодарили Христа за то, что дал дожить до праздника, просили у него помощи, чтобы на будущий год благополучно встретить Рождество. И только после этого вся семья чинно рассаживалась по лавкам, причем хозяин садился во главе стола в почетном переднем углу - под образами.

Первым блюдом подавалась кутья. Зачерпнув ложку каши, хозяин подбрасывал кутью высоко к потолку, приговаривая: «Чтобы ягнята так высоко прыгали, как эта пшеница от земли в небо скачет!».

Вторая ложка тоже подбрасывалась вверх, но с присказкой о телятах. Третья сопровождалась просьбой, чтобы пчелы хорошо роились. Если часть каши приставала к потолку, это считалось доброй приметой: урожай будет хорошим. Если же падала кому-нибудь на голову, счастливчику должна была сопутствовать удача.

После этого начинали угощаться хозяева и домочадцы. Во время еды старались не пить: «Кто вытерпит, не будет в Святой вечер пить, того в безводье жажда не будет мучить». Выходить из-за стола не полагалось. Не следовало и много говорить, чтобы не проболтать удачу.

Был еще обычай с Сочельника вплоть до Нового года сор из избы не выметать, чтобы ненароком не вымести удачу. На Новый же год, собрав весь сор в кучу, сжигали его во дворе. По народному поверью, это должно было защитить сады и посевы.

Есть множество разных рождественских и новогодних примет, символов и обычаев. Самыми же распространенными символами зимних празднеств являются елка и Дед Мороз. Обычай ставить елку связан еще с языческими ритуалами. Самым древним ритуальным растением в Европе была вечнозеленая омела - кустарник, растущий в субтропиках. Ее почитали еще друиды, священнослужители древних кельтов. Как ни пыталась католическая церковь «искоренить» варварскую омелу, ей это не удалось: под Рождество и в Новый год люди упорно продолжали ставить дома зеленые веточки.

Во многих странах место омелы занимали постоявшие в воде до появления зеленых листочков ветки яблонь, груш, берез, но символика языческого ритуала от этого не менялась. А англичане и французы и сегодня вешают веточку омелы над входной дверью и в рождественскую или новогоднюю ночь целуются под ней.

В Скандинавии существовал старинный обычай украшать фруктами, орехами и конфетами деревянные пирамидки или просто шесты, на верхушке которых зажигали свечу или прикрепляли звезду - в память о той, что указала волхвам дорогу к младенцу Христу. В Средние века славяне, шведы, германцы стали подвешивать хвойные ветки или маленькие колючие деревца к потолку.

Наконец, где-то на рубеже XVI-XVII веков в Европе начали устраивать цеховые рождественские праздники с елками, на ветвях которых развешивались подарки. К концу XIX века этот обычай и превратился в праздничный домашний ритуал.

Относительно родословной Деда Мороза, бородача с мешком подарков, есть разные мнения. Его дальними предками считают и гномов, и странствовавших в раннее Средневековье и распевавших рождественские гимны бродячих актеров, и Трескуна, восточнославянского духа холода, которого называли еще Студенец и Мороз. Отсюда происходит по прямой линии наш Дед Мороз.

А вот с западноевропейским Санта Клаусом, что в переводе с английского означает Святой Николай, дело обстоит более определенно. По преданию, в конце III - начале IV века в Греции жил святитель Николай.

Его изображают старцем плотного сложения с длинной седой бородой. Он старался помочь тем, кто в этом нуждался: отцу семейства, который от жестокой нужды хотел продать своих дочерей, подбросил кошелек с золотыми монетами, другого бедняка спас от голодной смерти, у третьего «забыл» под подушкой горсть серебра. А ребятишек неизменно наделял гостинцами. Добрые дела старец старался делать тайком, чтобы избежать людской благодарности.

От святителя Николая и пошла традиция делать подарки родным и знакомым. Первоначально это приурочивалось к его дню - 19 декабря, а позже стало традиционным обычаем на праздниках Рождества и Нового года.

Источник: Аномалия

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Комментарии

live comments feed...