Семья-«эскадра», подрыв тральщика и жизнь после субмарины - путь севастопольского ветерана [фото]

Владимир Евстигнеев служил на должностях - от палубного комендора до командира подлодки

К началу войны, в 1941 Володя Евстигнеев окончил только 9 классов, и мечта о поступлении в морское училище стала призрачной. Но рука судьбы и матросская тельняшка привели призывника на Балтийский флот. В учебном отряде он получил первую военную специальность — комендора палубного. Это — корабельный артиллерист, в совершенстве владеющий всеми видами артиллерийского палубного оружия.

Выпускников учебки сразу направляли на береговые батареи, но судьба-тельняшка провела Владимира по трапу тральщика «Гак» с бортовым номером 210, который стал ему родным. После блокады Ленинграда корабли перешли в Кронштадт, и там проходили суровые военные будни дивизиона тральщиков — траление заданных квадратов. Работа мучительная. Немцы ставили мины с приборами кратности. До 13 раз над такой донной миной можно было пройти тральщику. А на 14 — взрыв. А путь кораблям нужно открывать. Вот и утюжили тральщики водную гладь в поисках затаившейся смерти.

- В 1944, 1 июля, мы получили задание отбуксировать большую баржу из Нарвской бухты с личным составом и техникой воинского соединения к финским берегам. Помню, медики еще удивлялись, как же легко и просто воевать морякам-надводникам. Даже простыням позавидовали и обеду за столом по расписанию. Кровать чердак со столом использовали и успешно используют для экономии пространства. Подобный изделия можно приобрести здесь: http://www.mpartya.ru/catalog/krovati-cherdaki/krovat-cherdak-so-stolom. Но уже через час прогремел взрыв мины — «Гак» был еще в зоне видимости с берега. Взрыв унес жизни сразу четырех моряков. А я после вахты как раз в кубрике отдыхал — проснулся, когда ударился о потолок и упал на палубу.

Бросился к трапу, а сверху поток воды несется. Думал, что корабль уже под водой. Но это только волна от взрыва перекатилась через палубу. Корабль представлял страшное зрелище. Нужно было прыгать за борт — я снял ботинки и прыгнул. Последним корабль покинул командир, установив на кормовом флагштоке гибнущего тральщика советский военно-морской флаг. Всякий плавающий предмет спасал чью-то жизнь. Плавали столы и банки, плавали матросские матрацы, набитые мелкой пробкой, такие же подушки. Где-то через час пришли торпедные катера, но взобраться на борт сил уже не было. С тральщика спаслись более 60 человек, - вспоминает Евстигнев.

Счастливый случай спасения только укрепил веру Владимира в правильности выбранного пути. После войны он окончил военно-политическое училище имени Жданова, встретил в Севастополе свою Надежду и получил назначение сначала на крейсер «Невский», а потом и на «Киров». За отличную службу был рекомендован к поступлению в Академию ВМФ, а к моменту ее окончания возобладала тенденция развития подводного флота.

Так Владимир Евстигнеев оказался на подводной лодке и после нескольких «автономок» сдал экзамены на право самостоятельного управления субмариной. На своем кителе «лодочку» — знак командира ПЛ — он носит с особой гордостью.

Когда пришло время прощаться с военной службой, капитан 1 ранга Владимир Евстигнеев решил посмотреть мир не только через перескоп и немало сил приложил, чтобы попасть на научно-исследовательское судно «Академик Вернадский». Еще одна мечта его сбылась, и он в качестве старпома обошел десятки стран, моря и океаны.

И сегодня, когда ему задают вопрос: «Удалась ли жизнь? Стоило ли по палубам кораблей ходить больше, чем по земле?» — он отвечает без сомнений: «Конечно, удалась. Ни минуты не жалею! Горжусь, что воевал за свою Родину, защищал Советский Союз».

Есть у Евстигнеева и личная победа. За время 62-летней семейной жизни с Надеждой Викторовной у них выросла своя научная династия. Жена военного моряка стала известным журналистом, работала 20 лет во «Флаге Родины».

С женой вместе 62 года — вырастили «научную династию».

Свою большую семью с детьми и внуками Евстигнеевы называют эскадрой научных кораблей. Есть среди 15 человек: доктора наук, 4 кандидата наук, 3 аспиранта, инженер-программист, педагог. Старший внук, кстати, был самым молодым в Украине профессором. «Вот этими достижениями в личном плане мы и гордимся с женой», — говорит Владимир Павлович.

У Евстигнеева в активе несколько автономок. И самые памятные — первые, на дизельных субмаринах, модернизированный 613-й проект (С-70 и С-74) которых обеспечивалл уже не 30, а 45 суток автономного плавания. В годы «холодной войны» подводники ЧФ опыт боевой службы приобретали в Средиземном море, «кишащем» кораблями НАТО.

- В конце 1964-го командование решило гнать лодки из Севастополя в Лиепаю на ремонт. И как только мы прошли Босфор, нас буквально окружили американские корабли: для них в этом районе большой диковиной была подлодка под советским флагом. Натовцы фотографировали лодку со всех сторон. В воздухе постоянно висели самолеты разведки. Целое звено «Нептунов» сменяло друг друга. Но экипаж с поставленной задачей справился, от преследования оторвался и ни разу за время перехода не проводил внепланового всплытия.

Помог грозовой фронт и сильный шторм на входе в Эгейское море. «Нептуны» разлетелись, и командир бригады приказал погружаться. С этого момента и началась боевая служба продолжительностью в 45 суток. А вторая автономка была еще тяжелее первой: на 17-й день при зарядке батареи вышел из строя правый дизель, а потом и левый.

Было и аварийное всплытие, и тонула лодка — в тот день, когда в Севастополе шла первомайская демонстрация 1965 года. Но нам удалось исправить все повреждения. Поход завершился благополучно. И экипаж даже был отмечен орденами, - вспоминает Владимир Павлович.

Источник: Сегодня

Актуально
(0 оценок)
Интересно
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Актуально
0/12
Интересно
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов