• Главная
  • Моряки на верблюдах, французские маркитантки и табу на смерть: Балаклава в объективе первого военного фотографа [фоторепортаж]
16:11, 13 ноября 2013 г.

Моряки на верблюдах, французские маркитантки и табу на смерть: Балаклава в объективе первого военного фотографа [фоторепортаж]

Роджер Фентон входит в сотню профессионалов этого дела, изменивших мир

Крымская война, в которой Россия сражалась с коалицией Франции, Англии, Османской империи и Сицилии, оказалась запечатленной на кадрах англичанина Роджера Фентона.

Уникальные снимки российской земли более полутора веков назад и история первого военного фотокорреспондента – в материале, открывающем цикл об истории в фотографии.

В Крымской войне Россия сражалась с коалицией Франции, Англии, Османской империи и Сицилии. Эту войну вполне можно назвать прологом к мировым войнам XIX века – из-за масштабности, ширины театра военных действий, количества мобилизованных войск.

Тогда впервые появились многие реалии современной войны: полевая медицина и гипсовая повязка, придуманная Николаем Пироговым, сестринское дело и первые медсестры – русская Даша Севастопольская и англичанка Флоренс Найтингейл. Но главное, эта война стала первой, где активно и успешно, даже по современным меркам, использовались средства массовой информации.

935350460

 

На полях сражений в Крыму впервые работали корреспонденты: телеграф позволял передавать читателям яркие описания военных баталий со слов очевидцев. Английский корреспондент Уильям Рассел, один из первых в мире военных журналистов, в своих заметках из бухты Балаклавы старался передать реальные ужасы войны.

Вот как выглядела Балаклава, где расквартировались англичане. Вид Балаклавы с местными жителями и английскими кораблями в бухте.
b7ge (640x426, 204Kb)

Королевский двор не мог игнорировать подобное положение дел. Так возникла идея противопоставить словесным образам Рассела реальность документальной фотографии.

По инициативе принца Альберта, мужа королевы Виктории, и при финансировании издательства "Эгнью и сыновья" было принято решение отправить в Крым фотографа Роджера Фентона, основателя фотографического общества Англии и личного фотографа королевы. Задачей Фентона было создать положительный образ "восточной войны" и набор фотографий, который издательство планировало распространять как открытки.

b1age (380x480, 89Kb)

b1age (380x480, 89Kb)

Уильям Рассел, один из первых в мире военных журналистов

Экспедиция Фентона была уже не первой попыткой зафиксировать Крымскую войну на фотографиях. Но предыдущие экспедиции были неудачны: одна погибла во время шторма на обратном пути из Балаклавы, снимки другой из-за некачественной обработки быстро выцвели, и на них ничего нельзя было различить.

В отличие от своих предшественников, Роджер Фентон тщательно готовился к своей поездке. Еще осенью 1854 года он купил у бывшего виноторговца фургон и переоборудовал его в фотолабораторию, после чего вместе со своим ассистентом предпринял "тестовое" путешествие по сельским дорогам Англии.

Путешествие имитировало условия полевой жизни и работы. Фургон подтвердил свое назначение и показал себя образцом рациональной организации рабочего пространства. Он был оснащен многофункциональными складными конструкциями, служа одновременно "темной комнатой", спальней и кухней.

b2age (358x480, 73Kb)

b2age (358x480, 73Kb)


Что касается самой технологии, то Фентон в работе использовал мокроколлоидный процесс. Эмульсия наносилась на специально подготовленные стеклянные пластики непосредственно перед съемкой. Фиксирование изображения нужно было провести сразу же после экспонирования, пока эмульсия не высохла, поэтому процесс назывался "мокрым". Длительность выдержки для съемки на улице достигала примерно три-восемь секунд. Для того времени это был впечатляющий результат, но необходимость проведения манипуляций с пластинками до и после съемки сильно увеличивала время, затраченное на один кадр, лишая фотографа возможности оперативно реагировать на динамичные сюжеты.

Фотографический фургон. Фургон Фентона служил одновременно «темной комнатой», спальней и кухней.
b3ge (420x480, 85Kb)


И вот, весной 1855 года Фентон с фургоном, пятью камерами, семьюстами стеклянными пластинками, химикатами, несколькими ассистентами и рекомендательным письмом от принца Альберта английскому командованию погрузился на борт военного корабля. При погрузке он поломал себе несколько ребер — но это было только начало его путешествия, полного тягот.

Письма фотографа Фентона очень скоро подтвердили правдоподобность заметок журналиста Рассела. Из них вырисовывалась ужасающая картина: бухта выглядела как канава, полная гниющих бараньих внутренностей, дохлых лошадей и костей, а равнина, окружавшая порт, казалась выжженной и лишенной растительности. Однако как представитель викторианской эпохи с ее позитивистским взглядом на мир — во-первых, и как официальный фотограф, облеченный доверием королевской четы — во-вторых, Фентон не мог себе позволить показывать публике такие сцены. Сугубое страдание, ужас смерти и неприглядность будничной жизни — все это остается за кадром его работ.


b4e (240x297, 35Kb)


Английский моряк верхом на верблюде.
b5ge (640x426, 155Kb)

Сюжеты, которые выбирал Фентон для своих фотографий, носят спокойный и статичный характер. Фотограф, получивший художественное образование, старался передать реальность войны в соответствии с принятыми нормами вкуса того времени, насколько это было возможно в той обстановке, в которой он оказался. И автор, и зритель девятнадцатого века еще не готовы отказаться от картинного восприятия пространства. Так, в своих письмах Фентон сетует, что крымские пейзажи "начисто лишены художественных достоинств", что "взору предстают, главным образом, обширные равнины, усеянные бесконечным множеством деталей".

Английский корабль в балаклавской бухте
b6age (586x480, 224Kb)

Фентон не показывал события или кровавые последствия войны, он старался передать свои ощущения, запечатлевая происходящие вокруг изменения. Его зарисовки традиционного военного быта несут реальную правду о происходящем: потертость солдат, запустение окрестностей, скудость снаряжения, разнородность одежды — все это рассказывает правдивую, неприкрашенную историю. Он старался фиксировать жизнь вокруг него с той позиции, которая была созвучна ему и его социальному окружению. И зритель, желающий понять правду об этой войне — ее разглядит.

Маркитантка времен Крымской воины. Она помогала также Флоренс Найтингейт в качестве медсестры
b8ge (384x480, 74Kb)


Флоренс Найтингейл — первая военная медсестра в английской армии
b9ge (540x304, 111Kb)

Большая часть фотографий представляет пустынные поля, разрушенные постройки, солдат в лагере, офицеров в формальных позах. Сейчас они кажутся относительно скучными, но и такие вещи были внове, и публика училась по ним смотреть на войну. Фентон старательно фиксирует не только военных, но и жизнь вокруг: ремонт дороги, корабли в бухте.

Группа крымских татар, ремонтирующих шоссе в Балаклаве. На стене деревянного строения на заднем плане надпись: «Склад 14-го полка».
b10 age (640x426, 210Kb)

При этом в его фотографиях нет напыщенной бравурности фотографа-пропагандиста. Портреты офицеров и солдат лишены пафосной риторики: они сняты чаще всего в обычной для них обстановке, часто смотрят в кадр, но без выразительной бравады или высокомерия.

Долина смерти и теней

d12 age (533x344, 134Kb)

Роджер Фентон пробыл в Крыму менее четырёх месяцев, с 8 марта по 28 июня 1855 года, но за это время смог в чрезвычайно сложных условиях сделать 360 фотографий.

Лагерь английской кавалерии.
d13 age (640x426, 178Kb)

Турецкий главнокомандующий Омар-паша (хорват по происхождению...) и британский королевский комиссионер полковник Симмонс на фоне татарского дома в штаб-квартире турецкой армии в Балаклаве.
d14 age (580x387, 135Kb)

Интересно, что после публикации фотографий широкая общественность впервые увидела реальные портреты командующих.

Турецкий главнокомандующий.liveinternet.ru


d15 age (580x435, 141Kb)

Слева направо: солдат-зуав (легкая североафриканская пехота французских войск) и офицер спаги (легкая арабская кавалерия французской армии) — ординарец и адьютант главнокомандующего французской армией маршала Пелисье в Балаклаве.
b16 e (383x480, 106Kb)

Генуэзский Замок в Балаклаве, пирс с судами в гавани, холм с руинами форта.
b17 ge (622x480, 166Kb)

Погрузочная платфома для боеприпасов, Балаклава.
b18 mage (611x480, 139Kb)

Роджер Фентон делал также и рисунки. Малахов курган и остатки круглой башни вдали.
b19 ge (600x378, 165Kb)

Атака Лёгкой кавалерии в битве при Балаклаве, 25 октября 1854 года.
b20 ge (599x480, 202Kb)

Атака Малахова кургана в Севастополе. Рисунок Роджера Фентона, 1855 год.
b21 age (600x390, 192Kb)

Сражение за Инкерман.
b22 ge (600x412, 173Kb)

Источник: ria.ru, liveinternet.ru

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Комментарии

live comments feed...