Херсонесский маяк в Севастополе 200 лет освещает путь кораблям [фоторепортаж]

Блогер побывал внутри башни и рассказал, как она выглядит изнутри

Маяки всегда притягивали взоры и внимание людей своим романтизмом, особым значением для моряков, и даже своей уединенностью на мысах и крутых скалах, выступающих в море, пишет севастопольский блогер Сергей Анашкевич.

На протяжении многих сотен лет маяки имели огромное значение для морской навигации, часто становясь фактически спасением для изможденных штормами экипажей кораблей, возвращающихся домой или идущих в чужой порт.

С развитием современных технологий, в том числе и в морской навигации, оптические маяки уже не играют такую значительную роль, уступая радиомаякам и спутниковым системам. Но стоят, все еще стоят, будто битые временем морские волки, мигающие в ночи башни на берегах морей и бухт.

Херсонесскому маяку, уже без малого, 200 лет. В нем-то и побывал блогер Сергей Анашкевич.

0_bc371_88eaac37_orig

 

Маяк расположен у входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в море оконечности  мыса Херсонес.

Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6 лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные корабли.

Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополь требовала, в том числе, и организация навигационных сооружений. Одним из которых и стал Херсонесский маяк.

0_bc35a_25fa9b7d_orig

 

Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским. Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи – Финского залива.

0_bc35c_f84edfd7_orig

 

Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение XIX-XX веков, которое было в 1927 году.

 

0_bc35d_5034cae8_orig

 

Еще в XIX в. для маячной прислуги возле башни построили дома. Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от штормов и бурь.

В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая система, управляющая маяком.

0_bc35e_9acfca18_orig

 
В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.

Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.

В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы.
После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.

Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас. Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.

 0_bc35f_bc066379_orig


Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка.

0_bc361_3b89ea27_orig

 
Назначенное время он смотрит в таблице освещенности, которая составляется на каждый месяц на основании времени рассвета и заката каждого дня.

 0_bc367_65278c51_orig


Это часы, которые подвешены в специальной системе, нивелирующей влияние гравитации земли.

0_bc366_f415cdf4_orig

 
Аппарат прямой связи с главной навигационной службой и стикер с позывными.

0_bc35b_fbc333a9_orig

 
На стене в комнате смотрителя маяка олдскульный плакат по технике безопасности и такой же аккумуляторный фонарь. И только мобильный телефон выдает современность.

0_bc369_addfba25_orig

 
Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное.

 Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) башня была почти полностью разрушена и заново отстроена в 1950-1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем.

 
Как я уже говорил, она имеет высоту 36 метров. Нижняя часть - пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя ярусами световых окон для освещения лестницы.

В верхней части располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью находился смотритель. На самом верху - колпак, в котором располагается лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден отовсюду.

 
Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и маленькое окно-иллюминатор.

 
И вот - святая святых - в люке показывается горящая в ночи лампа маяка.

0_bc36a_2688a206_orig

 

Сегодня используется система с кварцево-галогенная лампа мощностью 1 кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году.

Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем, чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» - Севастополь.

Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75» работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа.

0_bc368_9dda3c49_orig

 
Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно.

0_bc36b_f35c5b71_orig

 

Вид на маячный городок с башни маяка. Городок тоже появился не сразу. Первое время обслуживающий персонал ютился в крохотных плохо отапливаемых домах - 20 человек в 4 комнатах.

В начале 1870-х годов построили первое двухэтажное здание для размещения нижних чинов. Правда, это здание было сильно повреждено штормом 1876 года.
После шторма вокруг маяка возвели брекватер, защищающий башню и маячный городок с моря.

Сегодня здесь несколько двухэтажных зданий, в которых живут люди, так или иначе обеспечивающие или обеспечивавшие функционирование маяка и его оборудования.

0_bc36c_a78d7c3a_orig

 
Ночью с маяка открывается прекрасный вид в открытое море.
Кстати, огонь маяка ясной ночью видно примерно с расстояния в 16 миль (30 километров).

0_bc36d_37f4e93e_orig

 
Башня маяка ночью.

0_bc36e_1800fd24_orig

 
Так выглядит 36-метровая башня с моря.

0_bc36f_2e527f96_orig

 
Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком.

0_bc370_a70e0f22_orig

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Тревожная ситуация с запасами воды на полуострове накануне курортного сезона вновь заставила гидрологов и специалистов водного хозяйства активно заняться поисками внутренних резервов, позволяющих не ограничивать водоснабжение даже в засушливые годы. Пока администрация Симферополя просчитывает возможность экономии воды социальными учреждениями и собственниками многоквартирных домов, миллионы кубометров утекают через дырявые трубы. Об этом пишет Российская г...
Власть
Депутаты парламента республики примут закон о границах с Севастополем на ближайшем очередном заседании, если правительство Крыма представит его проект. Об этом, по данным РИА Крым, сообщил председатель Государственного Совета РК Владимир Константинов, передает корреспондент 3652.ru. "Ждем проект постановления, работа по которому ведется. Надеюсь, что на ближайшем очередном пленарном заседании его утвердим. Технических вопросов у нас нет. Это будет быстрая...
Общество
С введением грузовых железнодорожных перевозок по Крымскому мосту цена на бензин на полуострове будет отличаться от Краснодарского края на копейки, а не на рубли. Об этом, по данным КП-Крым, сообщил руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по РК и Севастополю Евгений Костюшкин, передает корреспондент 3652.ru. "До 2019 года разница между Крымом и Краснодарским краем составляла в среднем 2,5-3 рубля, а сейчас - 1-1,5 рубля максимум. Мы ни...
Общество
Во вторник, 25 февраля, стартовала продажа билетов на поезда в Симферополь из Екатеринбурга, Кисловодска и Мурманска, а также из Москвы и Петербурга в Евпаторию и Феодосию. За первые сутки было реализовано около 1 000 билетов. Об этом сообщили в компании "Гранд сервис экспресс", которая является оператором железнодорожных пассажирских перевозок в Крым, передает корреспондент 3652.ru. Продажа билетов открылась за два месяца до отправления составов. "Почти п...
Общество
Цены на бытовую технику и электронику могут увеличиться на 13% и 9% соответственно в следующем году в случае вступления в силу нормативов, предполагающих 100%-ную утилизацию отходов потребительских товаров и упаковки. Об этом пишет газета "Известия" со ссылкой на главу комитета по торговле "Деловой России" Алексея Федорова, передает корреспондент 3652.ru. По данным Федорова, при принятии концепции расширенной ответственности производителей и импортеров то...
Общество
В ГУП РК "Крымавтодор" отчитались о выполнении работ по укреплению участка крымской дороги, где во время сильных штормов волны затапливают проезжую часть и серьезно затрудняют движение транспорта. Однако многие крымчане считают, что такое укрепление ситуацию не исправит, а только ухудшит. Напомним, речь идет об участке дороги вдоль моря в районе пгт. Приморский (городской округ Феодосия). Ранее были опубликованы кадры февральского шторма, где сильные волны...
Общество
В понедельник, 24 февраля, и ночью 25 февраля быстродвижущийся Атлантический циклон вызовет в Крыму сложные погодные условия.  Об этом сообщили в ФГБУ "Крымское УГМС", передает корреспондент 3652.ru. На полуострове ожидаются ливни, мокрый снег, местами очень сильные осадки, гололедно-изморозевые отложения, на дорогах гололедица. Юго-западный с переходом на северо-западный ветер усилится до 15-20 м/с, в западных и южных районах Крыма ожидаются порывы до 25-...
Общество
На дорогах Крыма работают 15 передвижных комплексов фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Определены места, где они будут устанавливаться в период с 24 февраля по 1 марта текущего года. Об этом сообщили в Госавтоинспекции Крыма, передает корреспондент 3652.ru. "Места размещения комплексов выбираются на основании проведенного анализа аварийности, - пояснили в ГИБДД. - В случае увеличения количества ДТП на том или ином участке дороги, пр...
Общество
Поездка на пригородном рельсовом автобусе, который с марта 2020 года начнет курсировать между Анапой и Керчью через Крымский мост, будет стоить менее 500 рублей. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на Южную пригородную транспортную компанию, которая выступает перевозчиком на маршруте, передает корреспондент 3652.ru. "Время в пути составит 2 часа. В пятницу и выходные дни пригородный будет ходить три раза в день, в остальные - дважды в день. Стоимость проезда сос...