• Севастополь с древней гаванью Херсонеса «сдали» археологам - от Лукулла до Сарыча
10:31, 6 июня 2013 г.

Впервые в истории подводных исследований Херсонеса зоной ответственности одной экспедиции становится вся севастопольская акватория

Полевым комитетом Института археологии НАН Украины на основании решения Государственной службы по вопросам национального культурного наследия при Министерстве культуры Украины принято решение о выдаче Открытого листа на проведение подводных археологических исследований на имя завотделом Национального заповедника «Херсонес Таврический» Кулагина Андрея Валериевича.

Впервые за всю историю подводных исследований Херсонеса зоной ответственности одной экспедиции становится акватория в административных границах всего Севастополя (от м. Лукулл до м. Сарыч). Что, впрочем, вполне восстанавливает и историческую справедливость- в период наивысшего расцвета полиса херсонеситы контролировали акваторию, значительно превышающую побережье современного Севастополя.

Для сотрудников отдела подводной археологии Национального заповедника это уже вторая самостоятельная экспедиция. Правда, теперь она начинается вместе с сезоном- в июне, а не осенью, как в прошлом году. Год назад отдел только родился и подготовку к археологическим разведкам там успели завершить аккурат к 1 сентября. Львиная доля подготовительного периода ушла на изучение материалов предыдущих экспедиций в акватории Херсонеса.

Несмотря на то, что регулярным раскопкам городища уже 186 лет, работу подводных археологов здесь врядли можно назвать системной и планомерной. Достаточно сказать, что на сегодня отсутствует подводно-археологическая карта округи Херсонеса. И дело не только в сравнительной молодости этого направления в исторической науке (подводные исследования в музее начались с 1930 года).

Идея создания в заповеднике специализированного отдела витала не один год, но реализовал ее только нынешний генеральный директор Л.М. Жунько. По мнению Леонида Михайловича, «сошлись в одну точку сразу несколько предпосылок и обстоятельств. И мы смогли обосновать отдел в плане перспективного развития заповедника».

Системно подводной археологией в Херсонесе в 1937 году занялся знаменитый профессор Р.А. Орбели. Ему удалось установить местонахождение древней гавани Херсонеса и остатков оборонительных сооружений на дне Карантинной бухты.

В 60-х годах почин мэтра подхватил его ученик профессор В.Д. Блаватский. Его экспедиции обследовали участок морского дна площадью 2 га на удалении от берега до 200 метров. На этом участке на глубинах от 8 до 12 метров удалось обнаружить несколько значительных по размерам скоплений керамики, представлявших собой пятна светло-серого цвета неправильных очертаний, протяженность до 7 метров.

При каких обстоятельствах керамические изделия и черепица смогли оказаться на морском дне ни Блаватский, ни более поздние исследователи однозначно не установили. Это могли быть как остатки кораблекрушений, так и заносы из отвалов от раскопок городища, которые разными путями попадали в море.

Завесу этой тайны удалось приоткрыть через полвека сотрудникам вновь созданного отдела подводной археологии. И не только этой. Экспедиция Кулагина, в которой, кроме наших исследователей участвовали и 12 коллег из Института археологии Варшавского университета, всего за два месяца работы (сентябрь-октябрь 2012 г.) показала более, чем впечатляющие результаты. Элемент везения в археологии имеет место быть, более того, по глубочайшему убеждению представителей этой профессии, он очень важен.

И, конечно, кто-то из херсонесских подводников удачлив ну просто чертовски. Но Андрей Кулагин всю жизнь исповедует другую философию: везет тому, кто везет. 96 погружений за два месяца! 20 гектаров обследованной акватории! Экспедиция хотела результата- она результат получила.

Разведка проводилась в пяти районах на территории Гераклейского полуострова. В частности, исследовались влияния антропогенных факторов в окрестностях Песочной бухты (участок №1).. Это побережье активно используется в рекреационных целях и включает в себя два пляжа (Песочный и Солнечный). В 1965 году экспедицией В.И. Кадеева в 30-35 метрах от берега было обнаружено место предполагаемого кораблекрушения 1 в. н.э. и разведчики в сентябре 2012 года решили проверить состояние этой находки.

Обследование показало, что слой песка в месте кораблекрушения не превышает 30 см- во времена Кадеева толщина слоя достигала почти полтора метра. Исчезли и следы кораблекрушения. Очевидно, этому способствовал изменившийся на участке характер динамики донных наносов: следствие строительства гидротехнических сооружений в этом районе. Похоже, археологам там уже делать нечего.

Весьма интересные результаты дала разведка на участке №2 ( в районе базилики 1935 года). Здесь экспедицией Департамента подводного наследия Института археологии АН Украины в 2010 году (руководитель Р.М. Рейда), с целью выявления в акватории Херсонеса районов наибольшего воздействия волн и течений, концентрации наносов и определения возможных траекторий разноса фрагментов керамики был поставлен трассологический эксперимент. Из археологического керамического отвала случайным образом взяли около 300 кг фрагментов разного размера. Керамику отмаркировали устойчивым красителем и в августе 2010 года выбросили в море в 50 метрах от берега.

При обследовании через два года экспедиция Кулагина обнаружила, что окрашенная керамика оказалась набита в прибрежную зону. Такова же вероятно и судьба керамического материала из многолетних отвалов- поступление их на большую глубину не происходит. Вывод, облегчающий будущим исследователям идентификацию мест возможных кораблекрушений в окрестностях древнего Херсонеса.

Кстати, экспедиция отдела подводной археологии заповедника в сентябре- октябре прошлого года смогла выявить сразу несколько таких мест в районах №3 и 4. С глубин 7-12 метров было поднято большое количество керамики, в том числе целый краснолаковый кувшин, две раннесредневековые амфоры. Район №4 по итогам отчета экспедиции признан одними из наиболее перспективных для дальнейших исследований.

Самому Андрею Валериевичу Кулагину капризная археологическая судьба приготовила настоящий подарок в районе №5. Там он сам производил разведку в конце сентября и в конце октября прошлого года. На глубинах от 15 до 27 метров обнаружено 12 каменных якорей весом от 27,2 до 59,8 кг. Один из них оказался уникальным и решением фондово-закупочной комиссии принят в основные фонды заповедника. Там же обнаружено много фрагментов керамики раннесредневекового времени. Предполагаемая якорная стоянка? Или участок промысла?

За два месяца археологической разведки экспедиция выдвинула несколько гипотез. Для уточнения их уже в этом сезоне подводные археологи Херсонеса отправляются на археологические раскопки. Наверняка будут и новые находки. И новые гипотезы. Впереди- полновесный сезон в морских границах наивысшего могущества Херсонеса.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции