Путешествия. Позабытая крепость на границе Европы и Азии

Крепость «Керчь», расположенная на мысе Ак-Бурун (берег Керченского пролива), известна не всем. Между тем это грандиозное сооружение, памятник фортификационного строительства XIX века, который стоит увидеть своими глазами. 

Самое большое фортификационное сооружение Крыма. Одна из самых крупных крепостей России (занимает 400 га площади). Воплощение всех передовых идей военного строительства середины XIX века. И при этом — один из наименее посещаемых туристических объектов полуострова.

Керченская крепость поистине уникальна, ведь вдобавок ко всему она находится на географической границе Европы и Азии. Подобных мест в мире не так уж много: это Суэцкий канал, Гибралтар, Босфор. На самой высокой точке сооружения в середине XX века был установлен триангуляционный знак, указывающий на линию сухопутной границы регионов.

img_9976.jpg

Штрихи истории

Крепость «Керчь» (или форт «Тотлебен») строилась в течение 20 лет, начиная с 1857 года. Она должна была защищать прибрежную территорию России на Азовском и Черном морях, пока Севастополь после Крымской войны представлял собой руины. По условиям Парижского мирного договора Россия не могла иметь военные объекты на Черном море, однако укрепление пролива не противоречило этим договоренностям.

shema.jpg

С 1859 года строительством руководил Эдуард Тотлебен, который использовал свой опыт обороны крепостей (в особенности опыт создания уникальных оборонительных сооружений в Севастополе), а также передовые для того времени идеи военного строительства.

img_9984.jpg

На возведение форта ушло более 15 миллионов рублей: для создания опоры империи на Черном море денег не жалели.

Крепость-невидимка

Главной особенностью крепости была ее невидимость. Все укрепления замаскированы под холмы, различить в которых спрятавшиеся батареи, капониры и казармы практически невозможно — ни с моря, ни с суши.

img_9980.jpg

Почти все сооружения имеют между собой подземное сообщение. Есть среди них и шестисотметровый тоннель, который соединяет форт с береговыми батареями. Тотлебен этим фортом хотел сделать шаг в будущее, в котором высокие стены и башни крепостей будут не преимуществом, а скорее недостатком.

img_9953.jpg

Крепость-мощь 

Если бы к Керченскому проливу осмелился подойти противник, крепость могла обрушить на него огонь из 587 орудий (пушки, гаубицы, мортиры). Пороховые погреба, вмещающие в себя 22 тысячи пудов пороха, могли гарантировать 56 тысяч выстрелов.

img_9958.jpg

Форт был оборудован крепостной лабораторией, в которой планировалось изготавливать патроны, боевые ракеты, гранаты. А также здесь была установлена огромная цистерна на 5 тысяч кубометров для сбора и хранения дождевой воды. Сегодня она еще в рабочем состоянии.

img_9933.jpg

В строительстве крепости использовали местный камень — ракушечник. А также кирпичи, которые изготавливали на Фанагорийском кирпичном заводе. При взгляде на стены укреплений может показаться, что сложены они без раствора. Но это не так: слой известкового раствора очень тонкий, из-за чего он не везде заметен.

img_9956.jpg

Толщина и надежность укреплений позволила после Великой Отечественной войны использовать некоторые из них в качестве химических складов.  В 70-80-х годах в форте хранили боеприпасы для авиации Черноморского флота, а некоторые хранилища были перестроены под склады для реактивных снарядов.

Крепость-разочарование 

Строительство крепости было окончено к началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Однако к концу XIX века форт стал ненужным: он уже не отвечал прогрессу в развитии артиллерии, достигнутом к этому времени.

img_0006.jpg

В 1905 году крепость перевели в разряд крепостей-складов, а в 1909 году и вовсе стали именовать «Керченскими укреплениями».

Годы I мировой и гражданской войн прошли для крепости относительно спокойно – там находились склады. А вот во время Великой Отечественной войны форту угрожало полное разрушение: при отступлении советских войск укрепления заминировали, однако взорвали только склады с боеприпасами. Стены укреплений испещрены следами от пуль и снарядов, напоминающих о жестокой бомбардировке и артобстреле.

img_0018.jpg

В послевоенное время крепость «Керчь» была внушительным арсеналом. Здесь же располагалось суровое флотское исправительное учреждение — дисциплинарный батальон Черноморского флота. 

Форт «Тотлебен» сегодня 

В наши дни крепость «Керчь» – это музейный комплекс и уникальный памятник военного строительства XIX века. Крепость находится под охраной государства и является достопримечательностью полуострова.

img_9989.jpg

Несколько раз в день по территории форта проводятся организованные экскурсии, длительность которых составляет 2,5 часа.

В крепости до сих пор остаются неисследованные объекты: подземные ходы и помещения, назначение которых не до конца понятно. Зоны, представляющие риск для туристов, обнесены колючей проволокой.

img_9936.jpg

Как добраться

Если вы путешествуете на общественном транспорте, вам нужно добраться до центрального автовокзала Керчи, а после пересесть на маршрутное такси №6 и доехать до остановки «Деревообрабатывающий филиал». После – идти до крепости несколько километров пешком (в какую сторону двигаться, можно ориентироваться по навигатору или спросить у местных жителей).

Если вы путешествуете на личном автомобиле, вам нужно доехать до конца Таманской улицы, которая превращается в улицу Колхозную. Двигайтесь по ней, никуда не сворачивая: ее окончанием является крепость «Керчь».